You are here:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

муниципальное учреждение культуры Межпоселенческий краеведческий музей Тоншаевского муниципального района Нижегородской области

  • Межпоселенческий краеведческий музей Тоншаевского муниципального района
  • Межпоселенческий краеведческий музей Тоншаевского муниципального района

Тоншаевский район в древности и в средние века

Территория современного Тоншаевского района в древности и в средние века
На территории Тоншаевского района поселений каменного и бронзового веков нет, но они есть в непосредственной близости, соседних районах Нижегородской и Кировской областях.
Главным занятием племён неолита и бронзового века было скотоводство. Они разводили свиней и овец, на более поздних этапах – коров и лошадей. Племена, проживавшие на территории современной центральной России, достигли достаточно высокого уровня материальной культуры. Множество орудий труда изготовлялись из меди и бронзы. Они знали колесо, активно использовали коней.
Религиозные верования древнейших скотоводов включали в себя культ солнца, о чем свидетельствуют многочисленные солнечные символы на сосудах, и культ медведя, о чем говорят жертвоприношения скота и ритуальные захоронения этого зверя.
На первых порах главным источником существования была охота, а потом скотоводство и рыболовство; занималось примитивным земледелием о чём говорят следующие находки: каменный жернов, мотыги, зерна полбы, злаков, семена конопли. Наличие пряслиц и конопли свидетельствовало о развитии ткачества.    
В конце II – начале I тыс. до н. э. на значительной части Европейской России формируются основные культуры железного века.
Металл, и особенно железо, не сразу вытеснил из обихода каменные и костяные орудия. До наступления новой эры большинство орудий делались из кости, лишь в первые века нашей эры в массовом количестве появляются железные топоры, косы-горбуши, металлические ножи.
Духовная культура племен железного века находилась на достаточно высоком уровне развития. Часть ученых предполагает, что  из основной массы уже выделились жрецы, судя по всему, самая образованная группа. Они знали календарь, разбирались в астрономии, обладали зачатками простейшей письменности. Но это были тайные знания, доступные только для посвящённых.
Финно-угорские народы Поволжья (мещера, мурома, мордва, марийцы) и Приуралья (удмурты, и коми-пермяки) – прямые потомки племен железного века. «Повесть временных лет» упоминает эти племена среди других народов, платящих дань славянским племенам. Первые собственно марийские поселения в Тоншаевском районе датируются VIII-Х веками. Такой вывод следует из археологических раскопок Тоншаевского могильника в 1908 году.
В результате войн между Москвой и Казанью, а также черемиских войн в XV-XVI веках на современной территории Тоншаевского района крупные марийские поселения у нынешних деревень Пурлы, Токтары, М. Тоншаево, Ашкаты были вероятно разгромлены и заброшены. В военных столкновениях могли уцелеть только небольшие поселения бортников и охотников, которые подолгу на одном месте не задерживались.          
Во второй половине ХVII века начинается новое заселение территорий современного Тоншаевского района. Не ранее 1665 года появились следующие деревни: Ошкаты, Луга, Аркеево, Ромачи, Шугарнур, Одошнур, Ирга, Ошары, Пектубайкова, Тоншайкова, Алганур, Ошма. Это косвенно доказывает первое письменное упоминание о Тоншаевском крае  (1685 год – «Книга черемисских бортных «ухожаев» Яранского уезда»), где упоминаются деревни Ромачинского конца Ошминской (Кикнурской) волости. Большая часть поселений сохранилась до наших дней, часть просуществовала лишь какое-то время. 
Центром марийских поселений до начала XIX века являлась деревня Ромачи. Ромачинский конец волости Ошлы (Oшминской – Кикнурской волости) Яранского уезда - так именовалась наша местность до XVIII века. 
В сохранившихся документах за 1719г. государственного архива города Киров уже встречаем Армачинскую волость Яранского уезда. Мы можем предположить, что волость была образована во время проведения территориально-административной реформы Петра Великого 1708-1710гг. На территории волости русских поселений ещё не было, проживало только марийцы общим количеством около 400 человек.
По данным третьей ревизии (переписи) 1762-1764 годов на территории Армачинской (Ромачинской) волости находилось 12 марийских поселений, в которых проживало около 700 человек. Во главе волости был сотник – выборный крестьянин из местного населения. В то время им был Федор Игнатьев.
В Армачинской волости русских деревень тогда еще не было. Количество населения составляло несколько сот человек. Поселения обычно состояли из одного или нескольких крестьянских дворов, где проживал один род (илем). Селений в 20-30 дворов было немного, встречались они в основном в возвышенной части Ошары, Ашкаты, Одошнур.

 
Ulti Clocks content