В марте 1936 года была образована долгожданная Тоншаевская МТС. Первый трактор был привезен из Шахуньи на санях в разобранном виде, после сборки все увидели новый колёсник марки «СТЗ». Зимой 1935-36 года на курсах трактористов было обучено 105 человек. В апреле курсанты – трактористы прошли квалификационные экзамены и были распределены по бригадам. К этому времени МТС получила 25 колесных тракторов с плугами.
Конечно, были трудности: не было гаража, нехватало квалифицированных механиков, а первая ремонтная мастерская расположилась в крохотном деревянном са¬рае. Для ремонта тракторов был один токарный станок с ножным приводом и самодельным суппортом, сделанным из ствола старой берданки. Только через год началось строительство гаража и типовой мастерской с ветряным электрогенератором. Из-за плохого знания механики и несовершенства техники трактора часто стояли на ремонте. Остро ощущался недостаток квалифицированных механиков и инженеров, недостаток специалистов восполняли поставками новой техники. Постепенно увеличивался машинно-тракторный парк Тоншаевской МТС, в 1937 году в нём имелось 52 трактора СТЗ, 7 гусеничных тракторов ЧТЗ «Сталинец», 15 тракторных сеялок, 14 льнотеребилок, 9 сложных молотилок, 2 тракторные жатки и 2 комбайна.
С целью более продуктивной работы проводились социалистические соревнования среди тракторных бригад, так первое довоенное соревнование выиграла бригада М.И.Дружинина. За хорошую организацию труда, бережное отношение к технике, высокое качество работ и экономию горючего эта бригада была награждена переходящим Красным Знаменем и денежной премией.
С каждым годом будет увеличиваться тракторный, а позднее и автомобильный парк. На равных с мужчинами будут работать и женщины – трактористы, будут повышаться зарплаты, выделяться служебное жильё. Но всё изменит война, сначала для нужд фронта заберут мощные гусеничные дизельные «Сталинцы», затем и новые колёсные СТЗ. Вместе с тракторами ушли на фронт механики, инженеры, трактористы. В МТС остались только старые колёсные СТЗ, за штурвал которых сели, в основном, женские бригады. Только после войны ситуация начинает меняться.
На весенний сев 1946 года в Тоншаевской и Ошминской МТС числилось 95 тракторов, главным образом колесных и слабосильных. Реально в поле выезжало не более 60 тракторов, из-за нехватки квалифицированных механиков и изношенности техники. Постоянно ощущался недостаток запасных частей и топлива. Часто приходилось запасные части снимать с других тракторов, так почти в каждой МТС стояли не менее трёх тракторов, разобранных наполовину или более.
Другая часть техники работала на газогенераторном топливе. Все, от мала до велика, заготавливали всю зиму березовые чурки, их пилили, кололи и сушили в русских печах. Только на период весенне-полевых работ необходимо было загото-вить не менее 3500 кубометров мелкой берёзовой чурки.
Ситуацию могла бы поправить более чёткая работа сельского управления района и лучшая работа МТС. Тоншаевская и Ошминская МТС находились под контролем районного исполкома, но каждая из станций тянула одеяло на себя. На каждой станции в ремонте и нерабочем состоянии находилось от 10-25% техники, в основном из-за нехватки запасных частей. Два руководителя МТС часто не могли договориться между собой о запасных частях для техники и ГСМ, из-за этого страдали колхозы. Положение усугублялось слабой организацией труда работников МТС, плохим знанием техники, обычной расхлябанностью.
Так «Тоншаевский колхозник» в феврале 1957 года писал: «на протяжении значительного времени Тоншаевская МТС не укладывается в график ремонта по причине отсутствия не-обходимых деталей. К сожалению, это не все, что сдерживает темпы ремонтных работ. В Тоншаевской МТС, например, до сих пор не все благополучно с трудовой дисциплиной. Так, в январе из 26 рабочих дней фактически рабочих дней с полной трудовой загрузкой было всего 15. По различным причинам, а чаще и без всяких причин, отдельные механизаторы прогуливают по целым неделям, в то время, как их тракторы в разобранном состоянии занимают полезную площадь в мастерской».
«Руководители Ошминской МТС не смогли вовремя распределить имеющиеся запасные детали для ремонта сельхозмашин, и ремонт их тоже затянулся, когда он мог бы быть уже законченным».
В конечном итоге все проблемы решались, но на это уходило время и дополнительные ресурсы района.
Политика вливания средств к сельское хозяйство подразумевало укрупнение коллективных хозяйств. Только крупные колхозы могли себе позволить современное землепользование и животноводство, экономически крепкие колхозы могли теперь приобретать трак¬торы, комбайны и другие сельхозмашины и производительно их использовать. В 1958 году Верховный Совет СССР принял Закон, по которому МТС были преобразованы в ремонтно-технические станции (РТС), а техника продавалась колхозам. Нуждающимся колхозам были предоставлены долгосрочные ссуды, под минимальный процент.
Выделенные кредиты позволили колхозам Тоншаевского района купить у государства 100 тракторов, 40 комбайнов и другую технику на общую сумму 4,5 млн.рублей. В первую очередь продавали основную часть техники районных МТС по себестоимости с учётом амортизации. Продажа, а фактически передача техники из МТС в колхозы продолжалась более года.
Продажа колхозам техники продолжалась и в последующие годы. Но как обычно благое дело обернулось другой стороной: отсутствие материальной базы в колхозах (тёплых ангаров, мастерских), квалифицированных специалистов (механиков, слесарей, инженеров), а главное – навыков работы с техникой. Большинство уволенных по сокращению штатов работников МТС не горели желанием идти в колхозы, обычно устраиваясь на другие предприятия или в организации. Это объяснялось очень просто: зарплата в колхозе обычно была меньше, чем в МТС, и просто многие не желали переезжать из Тоншаева и Ошминского в деревни.
Сложнее всего пришлось колхозам, расположенным далеко от РТС, даже за повышенные оклады и выделенное жильё специалистов, желающих переехать, было мало.
Из-за нехватки специалистов, отсутствия ремонтно-технической базы страдали не только колхозы, но и весь район, а в целом и вся страна. Только с помощью административного нажима и дополнительных денежных субсидий удалось частично решить этот вопрос, но проблемы оставались ещё долгое время.
Так о фактах безответственного отношения к эксплуатации техники в колхозе „Красный путь» в 1959 году писал «Тоншаевский колхозник»: «Проверкой установлено, что правила технического ухода за тракторами и прицепными машинами в колхозе не соблюдаются, в результате чего трактор «ДТ-54» оказался на день проверки неисправным, выведена из строя коробка перемены передач. У трактора «СХТЗ» по причине отсутст¬вия регулировки сломаны большая коническая шестерня и нижний вал.
В 1961 году было образовано Тоншаевское отделение организации «Сельхозтехника» на базе РТС. А в колхозы стали тянуть электролинии, подключая деревни Тоншаевского района к единой энергетической системе страны.
Летом 1963 года на фермах по району стали устанавливаться доильные аппараты типа «ёлочка» Тоншаевским отделением «Сельхозтехники». В Березятах на молочной ферме механизировали подачу кормов и начали сооружать водопровод. Подобная механизация была проведена на фермах в колхозах «Россия», «Память Ленина», «Малокаменский».
Тоншаевское отделение «Сельхозтехника» состояло из двух мастерских: Тоншаевской и Ошминской. Увеличение финансирования сельского хозяйства вело к увеличению автомобильного и тракторного парка, но квалифицированных механиков и автослесарей в колхозах и совхозах не хватало, либо вообще не было. Такая ситуация вела к росту работы для мастеров Сельхозтехники, создавала условия для расширения базы и состава организации. Увеличивается общее количество собственной техники и оборудования Тоншаевского отделения «Сельхозтехника». В 1968 году началось строительство новых мастерских Сельхозтехники в Тоншаеве, окончательно цеха ввели в строй через 4 года. Так в 1970 году только силами Тоншаевской «Сельхозтехники» для колхозов и совхозов было отремонтировано 202 трактора, 40 комбайнов, 128 автомобилей. С каждым годом количество отремонтированной техники только увеличивалось. Кроме основной работы – ремонта сельскохозяйственной техники, организация стала заниматься вывозкой минеральных и органических удобрений на земли колхозов и совхозов. В 1973 году вступила в строй новая механическая мастерская для ремонта тракторов в Тоншаевском отделении «Сельхозтехника»
Работа предприятий хорошо видна по отчётам социалистического соревнования цехов «Сельхозтехники» за декабрь 1974 года
Тоншаевская мастерская 108%
Ошминская мастерская 100%
Механизированный отряд 219%
Автотранспортный отряд 164%
Механизация живот/ферм 112%
В январе 1977 года при «Сельхозтехнике» было организовано специализированное отделение по производственному и агрономическому обслуживанию колхозов и совхозов района. Новое подразделение должно было заняться непрофильной работой «Сельхозтехники»: вывозкой удобрений, помощью во время посевных и уборки сельхозпредприятиям района. Менее чем через год оно было переименовано в РПО, ремонтное производственное объединение «Сельхозхимия», а позднее объединение было выделено в отдельную организацию «Сельхозхимия». Долгое время обе организации располагались на одной площади, только в конце 80-х годов они окончательно разъехались.
На развитие сельского хозяйства выделяли хорошие деньги, расширялись посевные площади, расширялись и обслуживающие их организации. В 1979 году была введена в строй новая станция техобслуживания машин и механизмов животноводческих ферм, проходная «Райсельхозтехники», а для работников введён 18-квартирный жилой дом.
Увеличивались с каждым годом объёмы работы «Сельхозтехники» и «Сельхозхимии», увеличивалось общее число и техники и оборудования, всё больше становился коллектив, а самое главное росли зарплаты и выдавались квартиры для работников. С развалом единого советского хозяйства, ослабли экономические связи, из-за отсутствия средств сельхозпредприятия отказывались от услуг обеих организаций.
Бывшее Тоншаевское отделение «Сельхозтехника» было реформировано в РТП ремонтно-техническое предприятие, которое занималось ремонтом техники и вывозкой удобрений для нужд всего района. В 1992 году в результате приватизации РТП было преобразовано в Акционерное общество. На следующий год был назначен новый руководитель РТП — Валерий Борисович Крашенников, бывший мастер асфальтного завода. Фактически в 90-е годы «Сельхозтехника» — РТП перестала существовать.
Немного лучше сложилась ситуация с «Сельхозхимией», которой с 1989 года руководил Охотников Владимир Милентьевич. Ему удалось сохранить организацию, перепрофилировав её под дорожные работы. Приватизация предприятия была проведена своими рабочими, но кризис середины 90-х годов тяжело ударил по предприятию. В сентябре 1999 года предприятие было реорганизовано в открытое акционерное общество «Агрохимик».
Предприятие занималось ремонтом и содержанием автомобильных дорог и малых искусственных сооружений, оказывало услуги по перевозке грузов, ремонту узлов и агрегатов к автомобилям марки «КАМАЗ». Другой отраслью занятий стала заготовка и переработка леса. Дела у предприятия шли достаточно успешно, сам Владимир Милентьевич Охотников был награждён званием «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ». Конечно, были трудности, задержка зарплат, трудности с выплатой налогов и кредитов, но предприятие продолжало работать. От экономического кризиса 2007-2008 годов организация сильно пострадала, но не прекратила своё существование.