25.04.2024
Первый памятник в Тоншаево

Пропавшие без вести

Пропавшие без вести
Прошло почти семьдесят лет с момента окончания Великой Отечественной, но эхо той страшной и трагической войны мы слышим до сих пор. Победа над фашизмом далась нашей стране очень тяжело, это хорошо видно на истории нашего района. В годы войны примерно треть жителей нашего района была призвана на защиту Родины, точное число мы сказать до сих пор не можем. Многие наши земляки были призваны ещё до войны, другие призывались по месту учёбы или временного жительства.
Первый памятник в ТоншаевоЭти данные до сих пор не полны, так как не сохранились книги призыва Тоншаевского райвоенкомата за 1939-1940 годов, а в книгах 1941-1945 годов много неточностей, а иногда отсутствуют записи о некоторых призывниках. По данным, собранным в семидесятые годы ХХ века администрацией и военкоматом Тоншаевского района всего в годы войны было мобилизовано более 11400 жителей нашего района, из них не вернулось 4118. В тоже время по собранным данным в период с 1989 по 1995 год, с территории Тоншаевского района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах было призвано 9966 человек. Безвозвратные потери составили 3933человека, из них 1633 погибли в боях, 33 человека погибли в плену, 1837 пропали без вести, 430 умерло от ран и болезней. Эти разногласия в цифрах ещё усугубляются тем, что до 1949 года в состав Тоншаевского района входили Гусельниковский и до 1963 года Щербажский сельские советы. (На данный момент территории этих советов входят в состав Шахунского района). Таким образом, выяснение истины о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны остаётся за нами  — потомками. 
Для всех кто ищет информацию о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, я бы хотел посоветовать два хороших сайта в интернете, это «ОБД-Мемориал» (http://www.obd-memorial.ru/) и «Подвиг народа» (http://www.podvig-naroda.ru/). Не отчаивайтесь, когда не увидите данные на своего деда или прадеда, информация обновляется каждый день (пока внесено в единую информационную базу менее 15%  имеющихся данных), просто загляните через неделю или месяц и возможно вам повезёт. Не удивляйтесь, если в окне поиска выйдет несколько Ивановых Иванов Ивановичей с разными годами, местами рождения и призыва. Посмотрите всё внимательно и скоро обнаружите, что интересующий вас человек проходит по нескольким записям в архивных томах. Самое главное не отчаиваётесь при отсутствии информации, она всё равно появиться, только позднее. 
Через десятилетия мы узнаём места захоронения наших земляков, а иногда подробности их гибели благодаря деятельности «поисковиков», и раскрытия засекреченных ранее архивов ФСБ и министерства обороны. Одним из таких «поисковиков» является житель города Шахуньи Горбачёв Сергей Николаевич, разыскавший данные о 15 наших земляках, погибших в фашистском плену.
Вот их список:
1. Безденежных Виталий Васильевич, 1920 г.р. д. Зотово
2. Герасимов Александр Георгиевич, 1895 г.р. д. Трехречье
3. Зубов Александр Федорович, 1918 г.р. д. Б. Лом
4. Исупов Иван Кириллович, 1913 г.р. д. Кодочиги
5. Клешнин Алексей Федорович, 1900 г.р. д. Фирстово
6. Клешнин Василий Васильевич, 1916 г.р. д.Б. Ширта
7. Кодочигов Анатолий Николаевич, 1919 г.р. д. Кодочиги
8. Маковеев Василий Николаевич, 1915 г.р. с. Ошминское
9. Маштаков Анатолий Федорович, 1923 г.р. д. М. Селки
10. Маяков Семен Дмитриевич, 1909 г.р. д. Маяки
11. Поплаухин Василий Яковлевич, 1919 г.р. д. Фирстово
12. Томилов Николай Иванович, 1908 г.р. д. Кузенер
13. Трушков Степан Яковлевич, 1916 г.р. д. Киприно
14. Хлыбов Павел Григорьевич, 1914 г.р. д. Богатыри
15. Чернышев Роман Никитич, 1914 г.р. д. Маяки
Лагерь Шталаг 1944 годСледует отметить, что наших военнопленных отводили отдельные площади и бараки, не смешивая их с остальными узниками лагерей.  Положение усугублялось тем, что фашистская Германия отказывалась признавать советских граждан полноценными военнопленными, так как СССР не подписал Конвенции 1929 года «О правах военнопленных». В отличие от иностранцев «Красный крест» не посещал советских военнопленных, они не получали писем и посылок из дома, а также помощи Красного креста одеждой, питанием, медикаментами. Фашисты использовали это для оправдания своих бесчеловечных действий в отношении советских граждан, хотя сами подписали конвенцию и обязаны были её соблюдать.
Мало того немецкая пропаганда активно знакомила заключённых с приказм №227 народного комиссара обороны СССР от 28 июля 1942 года «Ни шагу назад!»  – «Бойцы, сдавшиеся в плен, по возвращению подлежат расстрелу. Семьи тех, кто сдался врагу разыскать и расстрелять». На самом деле, никакого отношения к приказу № 227 они не имели, а использовали исправленный текст приказа Г.К.Жукова «Бойцы, сдавшиеся в плен, по возвращению подлежат расстрелу. Семьи тех, кто сдался лишать государственного пособия и помощи». Реально эти слова относились только к тем, кто перешёл к врагу на службу с оружием в руках и этому были доказательства. Фашистская пропаганда делала это специально, создавая невыносимые условия жизни и работы советских людей. Провоцируя их переходу на службу Германии, ведь Дома их никто уже не ждёт и необходимо отомстить жидам – большевикам и Сталину, освободить Россию от Советов.
Некоторые не выдерживали и переходили на службу к немцам: кто-то становился «капо» — сотрудником лагерной администрации, кто-то внутренним охранником в лагере, другие шли в национальные формирования и с оружием в руках участвовали в карательных операциях. 
Никто из наших 15 земляков, не поверил фашистам, не предал своей Родины, но только ценой своей жизни. 
По архивным данным мы можем не много рассказать о судьбе Исупова Ивана Кирилловича, родившегося в деревне Ново-Никольское Ошминской волости 6 июля 1913 года. Иван родился в крестьянской семье Кирилла Исупова и Пелагеи Гудиной, учился, работал в колхозе, родного Кодочиговского сельского совета.  Там же молодой крепкий высокий (180 см роста) голубоглазый блондин Иван Исупов и женился на прекрасной девушке Татьяне, стали жить в Кодочигах. 
30 июля 1941 года Иван Исупов был призван Тоншаевским РВК и направлен в г.Горький.  В дальнейшем, после обучения он был определён в 811 артиллерийский полк 255 стрелковой дивизии 9 армии Юго-Западного фронта, прикрывавшего Донбасс. В тот период 255-ая стрелковая дивизия обороняла Старобельск.
В мае 1942 года немецкие войска нанесли два тяжёлых поражения нашим войскам под Харьковом и в Крыму, советские дивизии отступали по всему фронту. 12 июля 1942 года Старобельск был сдан без боя, окружённые советские части пытались прорваться на Восток. В этих боях 14 июля 1942 года Иван Кириллович и был захвачен в плен. Также трагична была судьба родного полка и дивизии Иван Исупова, они были расформированы, так как не удалось спасти ни штабных документов, ни даже воинских знамен.
Исупов Иван Кириллович. 1943 годПройдя прифронтовые фильтрационные лагеря Иван Кириллович Исупов попадает в систему концентрационных лагерей Stalag. 31 августа 1942 года Иван Исупов попадает лагерь Stalag II-А, расположенный в черте города Нойбранденбург в северной Германии. Кроме советских военнопленных в лагере уже содержались поляки, голландцы, бельгийцы и французы. 
1 ноября 1943 года Иван Кириллович был переведён в Stalag VI-A, расположенный в городке Хемер в земле Северный Рейн — Вестфалия. С осени 1942 года туда отправляли тысячи советских военнопленных для работы в угольной промышленности Германии. Известно, что в ноябре 1942 года смертность в этом лагере составляла 140 человек в день. А с начала 1943 года лагерь Хемер окончательно превратился в «Русский лагерь», где одновременно содержались более 47000 пленных. После прибытия пленных, записывались их личные данные. Пленных осматривал врач, и затем, их переводили в меньшие, отдаленные лагеря и использовали как рабочую силу. Русских военнопленных использовали на самых тяжелых работах, таких как, угольные шахты Рура. Средняя продолжительность жизни советских военнопленных, работавших в шахтах, составляла 5 месяцев. Тех, кто из-за болезни уже не мог работать, возвращали обратно в Хемер. У них было очень мало шансов выжить. 
6 марта 1944 года Иван Кириллович был переведён в Stalag VI-К (иначе Stalag №326), расположенный в 7 км от железнодорожной станции Хевелхоф городка Штукенброк земли Северный Рейн-Вестфалия. Это был транзитный лагерь, откуда военнопленных быстро отправляли работать  на сталелитейные заводы и или шахты Рура, а кому «повезёт» на сельскохозяйственных фермы. 
В то же время в Штукенброк отправляли тех, кто полностью исчерпал ресурсы своего здоровья тяжким принудительным трудом и отвратительным питанием. Фактически, возвращение в лагерь в этом случае означало одно – смертный приговор. В Stukenbrock не было никакой стрельбы, газовых камер, оборудования для кремации. Лагерь был «очень обычный лагерь» для советских военнопленных – граждане Великой Советской страны умирали от изнеможения, эпидемий и простого человеческого бессилия.
Лагерь был освобожден 2 апреля 1945 года войсками Советской Армии, но Иван Кириллович этого не дождался, он умер 30 марта 1944 года Иван Кириллович Исупов похоронен в местечке Фореллькруг/Сенне (ныне г.Шлосс-Хольте-Штукенброк, земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия)  могила 1369, список 13092, ряд 29.
Могилы погибших военнопленных. Шталаг IIЗа три с половиной года, вплоть до освобождения  Шталага VI-К в апреле 1945 года американскими войсками, через него прошло около 500 тысяч советских военнопленных. В апреле 1945 американцы обнаружили около 10000 заключённых, в дополнение к выжившим они нашли и погибших. 
Примерно 65 тысяч советских военнопленных, включая тысячу подростков, обвинённых в помощи партизанам были захоронены в 36 братских могилах по 120 метров каждая.  Все они погибли в немецком лагере для военнопленных Шталаг VI К (326).
В дальнейшем мы попытаемся узнать о судьбах других наших земляков, но это зависит также от вас дорогие читатели. Мы всегда должны помнить крылатые слова из стихотворения Ольги Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто»!
Научный сотрудник 
Тоншаевского музея 
Кочнев В.И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *