05.11.2024

свадебный обряд

В Тоншаевском краеведческом музее проводится возрождённый по старинным русским обычаям свадебный обряд, бытовавший в наших заветлужских краях. Это красочное, незабываемое действо не только останется в памяти молодых на долгую жизнь, но и возвращает нас к нашим истокам, к тем заветным корням прошлого, без которых невозможно вырастить цветущее древо жизни будущего. Переступив порог музея, проходя по его залам, наблюдая за обрядом посетители, как бы переносится в далекое прошлое нашего края, погружается в атмосферу старины.

 

 

 Присматривали будущих невест парни часто на «съездках», которые устраивались по очереди в разных деревнях. На них собиралась молодежь со всей округи. Такие «съездки» обычно проходили на масленичной неделе. Знакомилась молодёжь также на беседах, которые начинались осенью, после уборки льна. Обычно на беседы собирались в какой-нибудь избе, приносили дров, закупали вскладчину керосину и собирались каждый вечер с прялками. Парни за избу не платили, они были гостями. За зиму они успевали побывать на беседках во всей округе. На беседке обычно парень садился перед прялкой понравившейся девушки, начинались шутки, веселый разговор, а в святки – общие песни, игры, пляски.
Лучшим временем для свадеб считались свадебные недели после Крещения зимой, и осенью на Покров. Свадьба имела свой порядок. Вначале проходило сватанье, когда родители жениха или сваты предлагают родителям девушки отдать дочь замуж. Свататься ездили вечером, втайне от болтливых людей и колдунов. Брали с собой сваху, чтоб на язык была бойка. Хозяева вошедшим сватам предлагают сесть на продольную лавку в знак почтения дорогим гостям. Сват просил хозяина пустить лошадь во двор. Существовала примета: если жених по нраву родителям невесты, то лошадь сватов пускали во двор, ну а если не по нраву, то хозяин обычно находил отговорку. Отрицательный ответ был отказом в сватовстве. Известна была и такая примета: начнешь сватать, когда лошадь жениха еще не стоит во дворе невесты, ничего путного не выйдет. Может, и сосватаешь, а жить молодые хорошо не будут: муж будет жене не по нраву. Поэтому ответа хозяина ждали с волнением. Если всё разрешалось благополучно, то сватанье проходило уже в более непринуждённой обстановке.
На следующий день в доме невесты устраивались пропои, где собирались близкие родственники жениха и невесты, которым объявлялось о сватовстве. После пропоев в доме жениха устраивались смотрины. Приезжали родители невесты и смотрели хозяйство. Если всё нравилось, то родителей жениха приглашали на сговоры или помолвку через неделю после смотрин. На сговорах назначали дату свадьбы, количество гостей с обеих сторон и свадебные расходы, дарились первые дары.
Накануне свадьбы устраивался девичник или «сговорёношная баня» для невесты и Князева баня для жениха. Баню всегда топили матери, освящали её святой водой, а в печку бросали ладанку. Нельзя было разбивать последнюю головёшку, иначе муж жену молодую бить будет. Воду после себя следовало вылить.
После бани девушки, подружки невесты, обменивались символическими подарками, а невесте полагалось поплакать, прощаясь с девичеством, даже если выходишь замуж по любви. «Не поплачешь за столом, наплачешься за столбом» — гласит народная мудрость. Считалось, что невестин плачь в день свадьбы призван обмануть злые силы, которые могут помешать счастливой семейной жизни. Дурным тоном считалось показывать на людях в день свадьбы свою радость – можно сглазить.
На утро свадебного дня подружки помогали собирать невесту к венцу. На невесте не должно быть ничего из золота и настоящего жемчуга. Жемчуг означает слёзы, а золотым должно быть только обручальное кольцо. В платье от сглаза положено втыкать иголки без ушка остриём вниз, а украшений в причёске должно быть нечётное количество. В старину невесте в туфельку клали золотую монету. В день свадьбы мать должна благословить дочь иконой и подарить ей какую-нибудь семейную реликвию, которую невеста должна хранить у себя, чтобы обеспечить счастье и благополучие молодой семьи.
До отъезда к венцу в доме жениха и в доме невесты по отдельности проводился обряд «о пяти приборах». Накрывался стол на пятерых: жениха (невесту), его (ее) родителей, сваху и шафера. Все обходили вокруг стола, потом приступали к легкой закуске.
Жених, собираясь за невестой, должен захватить вина, сладостей, фруктов, денег, чтобы заплатить выкуп. Родители жениха благословляют его иконой и трижды обходят вокруг свадебного поезда. Свадебный поезд должен ехать быстро, чтобы злые люди не успели навести порчу.
Входя в дом невесты, жених должен быть осторожным: здесь его могут «опоясать», то есть в молодой семье муж будет у жены «под каблуком», поэтому «дружка» — ныне свидетель, должен внимательно смотреть под ноги, чтобы жених ненароком не перешагнул через разостланный под порогом пояс.
Дома у невесты проводился обряд выкупа. Этот обряд с весёлыми присказками и прибаутками проводил дружка, откупаясь от подруг невесты, её многочисленных родственников подарками, монетами, вином, сладостями. Когда невеста выкуплена, молодых сажают в красный угол на лавку, накрытую шубой, чтобы жизнь у них была дружная и богатая. По старинному русскому поверью, молодые в день свадьбы не должны быть врозь, чтобы теплые отношения сохранились на всю жизнь, именно поэтому их сажали на лавку, а не на стулья. За праздничным столом молодые также непременно сидели на лавке, никуда друг от друга не отлучаясь, чтобы обезопасить себя от воздействия недоброжелателей и завистников, фотографироваться порознь тоже является дурным знаком. Выходя из родительского дома, невеста должна была тихонько бросить на печь носовой платок с тем, чтобы все слёзы оставить в прошлой жизни, и подержаться за дверной косяк, чтобы в новую жизнь взять всё хорошее.
Отправляясь к венцу, молодых усыпают рожью и хмелем, чтобы жизнь была богатая, весёлая, благополучная, чтобы детей было столько, сколько в колоске зёрен. Мать невесты, или другая близкая родственница, разметала новым веником дорогу молодым от дома до свадебного поезда, так как на этом пути молодым могли подкинуть порчу. Родители невесты ещё раз благословляли молодых и на венчании не присутствовали.
Перед венчанием молодые должны выдержать 7-дневный пост, на невесте должно быть белое платье с закрытым декольте, на женихе – белая рубашка и галстук. Молодые должны быть крещены в православии, обязательно иметь нательный крестик.
От венца молодые ехали в дом родителей жениха, где молодых встречали иконой и хлебом-солью, здесь же устраивался свадебный пир, привозились свадебные дары. Ехать следовало быстро, молча, без песен, никуда по пути не заезжая, так как путь к венцу и от венца считался самым благоприятным для наведения порчи. Считалось, что остановится по пути от венца – остановить жизнь молодым, а самое главное, нужно было с ходу влететь во двор дома молодого. Молодых всегда вводили в дом через двор, где стоял скот.
За свадебным столом родители жениха принимали невестку в свою семью: вставали перед образами, кланялись им и, перекрестив, говорили: «С этого дня мы одна семья. Сие есть кровь наша!» Молодые кланялись родителям, и все гости приглашались к столу.
Большинство свадебных традиций уходят корнями в глубокое прошлое. За каждым обрядом кроется свой магический смысл, каждое действие имеет особое значение. Смысл всех обрядов и таинств – обеспечить молодым благополучную и счастливую жизнь. Свадебные обряды на Руси изображали вступление жениха и невесты в новую жизнь, их новое достоинство. Не случайно жениха именовали «Князем», а невесту «Княгиней». Свадьба была праздником, ярким, весёлым и одновременно грустным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *