17.09.2024
Ходыкин Василий Александрович

Ходыкин Василий Александрович

Ходыкин Василий Александрович (1897-1944)
 Ходыкин Василий Александрович
Когда началась война, Василий Александрович Ходыкин  работал  председателем колхоза д. Вича, в отправке на фронт ему отказали – стране нужен был хлеб.  Только после уборочной он добился своего – 6 сентября 1941 года призвали в Красную Армию. Дома  остались жена и семеро детей, младшему сыну было всего полтора года. Через год, вслед за отцом отправилась на войну его старшая  дочь Рая.                                                                          
Василий Александрович был отправлен в учебные лагеря, где он получил военную специальность связисттелефонист. По окончании обучения  зимой 1942 года был определён в 2012 зенитный артиллерийский полк. Два года солдатызенитчики шли к границам страны через разорённые сёла и сожженные деревни русской земли, истребляя немецких стервятников. В ту пору рядовому Василию Ходыкину  было 45 лет, он был самым старшим, среди 20 – 26 летних однополчан,  все в шутку называли его «батей». 
В июне 1944 года, началась операция «Багратион», по освобождению Белоруссии от фашистских захватчиков. Советские войска стремительно двигались на запад. Одной из окруженных нашими частями была группировка под Гродно. Немецкое командование приняло решение любой ценой прорвать кольцо советских войск. Враг избрал для соединения шоссе, идущее от Гродно на город Сукулка.
2012 зенитный артиллерийский полк получил боевой приказ — занять боевую противотанковую позицию. Три батареи в составе 12 зенитных орудий окопались по обе стороны шоссе под польским местечком Кузница. 
Утром 23 июля 1944 года над батареями появились немецкие самолёты, посыпались бомбы, а за ними мины и снаряды.  Раздалась команда:
— Орудия к бою!
Все бойцы бросились на свои места.
Завязался жестокий бой. Было отбито несколько атак немецкой пехоты, уничтожено 8 тяжелых самоходных артиллерийских установок «Фердинанд», но отсутствие снарядов вынудило бойцов оставить орудия и самим выходить из окружения. Артиллеристы совместно с пехотным батальном закрепились на новом рубеже.  Было много убитых и раненых, но бой шел, не затихая, атаки следовали одна за другой. Командир второй батареи отдал приказ.
 — Рядовой Ходыкин, на линию!  Восстановить связь!
 — Есть восстановить связь!
Василий Александрович перекинув винтовку через плечо, взял полевой телефонный аппарат, и выпрыгнул на бруствер окопа. Он знал: впереди бойцы стрелкового батальона отбивают бешеную контратаку врага. Их надо поддержать огнем, но орудия батареи замолкли — нет связи. Не обращая внимания на разрывы, свист пуль и снарядов в дыму и пыли бежал рядовой Ходыкин, правой рукой неся полевой телефон, левой  рукой скользя по телефонному кабелю. Обрыв был обнаружен и быстро восстановлен умелыми руками.
— Сокол, Сокол, как слышите меня?
— Слышу отлично, возвращайтесь обратно, молодец!
Это был голос командира батареи лейтенанта В. М. Могилы. Тут же полетели снаряды во врага, но часть немецкой пехоты успела прорваться… 
Вернуться Василию Александровичу, было не суждено, он остался прикрывать линию связи от прорвавшихся фашистов. Только ночью пришло подкрепление, в составе которого были «Катюши», и нашим войскам удалось уничтожить врага, а часть взять в плен. 
После боя был найден рядовой Ходыкин, он лежал на бруствере своего окопчика рядом со своей винтовкой. В его левой руке была крепко зажата телефонная трубка, а в правой — граната «лимонка» с выдернутой наполовину  чекой.  У него не было ни одного неизрасходованного патрона, а граната была последней. Он до последнего дыхания исполнял свой воинский долг, только через 33 года дети и внуки узнали, где захоронен их отец и дед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *